вторник, 26 августа 2008 г.

Дмитрий Дейч. Сказки для Марты.

Взято отсюда
http://community.livejournal.com/chto_chitat/3870767.html

Дмитрий Дейч. Сказки для Марты.
М.: Гаятри, 2008

Я ничего не знаю об авторе, не читала его других книг, автор ничего мне не сделал, ни хорошего, ни дурного. Чистый эксперимент: Читатель и Книга.

...Открываю.

²Сказки для Марты⌡ . это короткие рассказы. Притчи, возможно. Бывают сказки теплые, веселые, безопасные, а эти . холодные. Исходит от них ледяной дух, высокомерный, вместе с тем интеллигентный, интеллектуальный, очень начитанный и аналитически-беспощадный.

Рассказы Дмитрия Дейча стилистически безупречны, парадоксальны, остроумны (не в смысле . ²смешны⌡, они совершенно не смешны, а вот что их создавал острый ум . это точно)... и холодны .

²Оазис⌡ . наиболее мне понравившееся произведение . диалог ветра и телеграфного столба. Заканчивается тем, что телеграфный столб не без помощи ветра возвращается к истокам и становится вновь деревом. Это потрясающе, это здорово, я по-настоящему счастлива таким исходом... И вместе с тем я почему-то предполагаю, что автор привел персонажей к подобному исходу вовсе не по доброте душевной, не потому, что полюбил столб (хочется написать . ²Столба⌡, как об одушевленном), а просто из желания посмотреть: что будет, если эксперимент закончить таким образом. То есть, он запросто мог закончить эксперимент другим образом. И я как читатель автора в этом сильно подозреваю.

В ряде случаев я вообще не понимала, для чего и о чем написаны притчи (²Толстое и тонкое⌡, например). Хотя, несомненно, существуют во вселенной умы, устроенные так же, как у Дейча, умы, которые при прочтении закричат: ²ТОЧНО!⌡

Мне было ужасно жаль толстого слона (²Zoo⌡). Предполагаю, что автору . совершенно не жаль. Все-таки чуждые мы друг другу люди. О да, ведь мы же совершенно не знакомы друг с другом, я об этом уже упоминала?

А ²Предпоследняя истина⌡ . рассказ ужасно горький. По-моему.

Автор . очень стильный. Автор очень умный. Автор очень холодный. По-своему . великолепный.

²...Мой дедушка был инопланетянин с маленькой кнопочкой на затылке⌡.

Ах, здорово. Так и растащить бы на цитаты, но не растаскивается, все обладает полнотой смысла только внутри рассказа, и зачастую скорлупа рассказа такова, что иной читатель туда просто не пролезает. Так и топчется снаружи, бросая недоуменные взгляды на замкнутый мир, едва просвечивающий для него сквозь оболочку.

Отдельно . об оформлении. Художник Наталья Поваляева, на мой взгляд, абсолютно адекватно проиллюистрировала книгу. ²Сказки для Марты⌡ . вещь в себе. Если Вы . один из персонажей, одна из фраз, одно из слов этой книги, Вам там будет просто замечательно. Если Вы, как и я, . толстый слон из рассказа ²Zoo⌡, . опасайтесь. Можете застрять.

Но попробовать . стоит. Положительный результат обрадует Вас навсегда.

Елена Хаецкая.

Эта и другие рецензии - в журнале "Питербук"


Комментариев нет: