понедельник, 6 апреля 2009 г.

СВЕТ ИДЕАЛА ПРОТИВ ТИРАНИИ ИДОЛОВ

Понравилось
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4893040.html

ПАФОС И ПОЭЗИЯ МЫСЛИ

Мы духовные существа. А детство это земля и почва нашей души, это небо нашей души сказал в своём недавнем интервью актёр и режиссёр Ролан Быков. И суть сказанного, конечно, вовсе не в том, что человек существо бесплотное. Она в том, что взросление человеческой души это процесс деликатный и, одновременно, величественный. Процесс, сравнимый разве что со становящейся гармонией вселенной, а может быть и ещё более значимый.

Но если о законах вселенной можно узнать из науки астрономии, то где же можно прочесть о законах человеческого духа?

Вполне ясный и исчерпывающий ответ на такой вопрос заинтересованный читатель найдёт в книге известного советского фи лософа Эвальда Васильевича Ильенкова, названной им ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. Очерки истории и теории. Это уже второе издание книги автора, чьи труды оказали своё благо-творное влияние на несколько поколений философов, да и просто культурных людей, не только в нашей стране, но и за рубежом.

О чём же она, эта книга?

Книга эта о мышлении и его законах. Об истории логической науки. О значении и роли мышления в жизни человека и его судьбе. О материалистической диалектике как логике коммунистического мировоззрения нашего современника, действенном духовном орудии борьбы за его счастье.

Что такое идеальное? Мыслит ли мозг или человек, при помощи мозга? Что предпочтительнее и достойней человека: мыслить абстрактно или же мыслить конкретно? Что такое всеобщее: существует оно лишь в человеческой голове или же всеобщее, как и абстрактное, есть в самой действительности? Всегда ли целое больше части? Не может ли целое стать частью своей же собственной части, а часть стать целым для своего же собственного целого?

Загадка мыслящего тела так обозначил Э.В.Ильенков узел этих, а так же других трудностей и проблем, с которыми на протяжении многих и многих веков пытаются справиться лучшие умы человечества. Именно через общение и живой диалог с такими корифеями философской науки, как Аристотель и Спиноза, Декарт и Кант, Гегель и Ленин, Маркс и Фейербах ведёт автор своего читателя к постижению этого загадочного мыслящего тела, в его отличии от тела немыслящего.

Что люди обладают мышлением это известно каждому. Но, ведь, далеко не всё то, что нам с вами хорошо известно, можно считать глубоко и основательно понятым. Как о человеке опрометчиво судить по тому, что и как он сам о себе думает и говорит, так и о мышлении нельзя судить по его самомнению. Гораздо полезнее посмотреть, что и как оно на самом деле делает, даже не отдавая себе в том ясного и правильного отчёта.

Например, людям ча сто кажется, что мыслят они только тогда, когда из множества вещей выбирают какой-то один, повсеместно встречающийся признак, именуя его понятием о вещи. Именно по этому самому поводу мы и встречаем в книге забавную философскую притчу: Живёт в курятнике курица. Каждый день приходит хозяин и приносит ей поклевать зёрнышек. Курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина - связано с появлением зёрнышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зёрнышками, а с острым ножом, чем убедительно докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения. И такое куриное мышление, если придерживаться его не на словах, а на деле, способно подвести тебя на каждом шагу

Люди долгое время встречали белых лебедей, из чего и сделали вывод: все лебеди белы! И были убеждены в этом до тех пор, пока в Австралии не были обнаружены чёрные лебеди.

Только через включение в логическую науку людских дел и поступков можно понят ь, как мыслят люди. Потому-то и следует, говорит наш автор, смотреть на мышление как на такую деятельную способность человека, которая обнаруживает свою энергию не только в говорении, но и во всём грандиозном процессе созидания культуры, всего предметного тела человеческой цивилизации, включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства.

Как-то так случилось, что гуляет по свету мнение, будто пред мыслящим взором на мир должны меркнуть все краски жизни. Книга Ильенкова решительно и бесповоротно опровергает этот ходячий предрассудок. С большой пользой для себя прочтут её юноша и девушка, старший школьник и студент, молодой рабочий и комсомольский пропагандист, любой культурный человек. Листая её страницы, мы невольно оказываемся захваченными поэзией и пафосом той величественной духовной работы, которая издавна (и неспроста!) именуется ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ.

1984 85 год.

СВЕТ ИДЕАЛА ПРОТИВ ТИРАНИИ ИДОЛОВ

РАЗМЫШЛЯЯ НАД КНИГОЙ

Человек не может без идеалов. Это общепризнанно. Но мало ли ещё есть на свете такого, без чего не мог бы прожить человек. Например, без еды и питья, одежды и жилища, работы и отдыха

Так, собственно, что же такое идеал? Как не перепутать то, ради чего стоит жить, с тем, при помощи чего мы существуем? Так вкратце можно было бы подытожить центральную проблему новой книги талантливого советского философа Эвальда Ильенкова, которая называется ИСКУССТВО И КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ. Избранные статьи по философии и эстетике. М., Искусство, 1984 год.

Книга эта не лёгкое чтиво. Как, впрочем, не легка и не беззаботна сама жизнь его читателя-современника, занятого реальным созиданием и творчеством. А произведения Ильенкова трезвое и честное выражение этой жизни. Ведь, как сказал вслед за Спинозой сам автор, принадлежит он к сословию философов, призванному не плакать, не смеяться, а понимать.

Что идеалы существуют известно каждому. Но то, что известно ещё далеко не обязательно является понятым. И на нелёгком, но благодарном пути познания автор ведёт своего читателя к старинному философскому вопросу: что такое идеальное? И что такое идеал?

Могло бы на первый взгляд показаться, что философские проблемы вообще это проблемы для философов. Однако это не так! Ведь не потому возникают такие проблемы, что существуют философы. А наоборот: потому-то и есть на свете философы, что проблема эта существует. И со всей остротой встаёт в самой нашей с вами жизни.

Действительная трудность и в жизни, и в науке - состоит вовсе не в том, чтобы различать и противопоставлять друг другу всё то, что находится в сознании отдельного лица, всему тому, что находится вне этого индивидуального сознания. Сделать это, справедливо считает автор, практически всегда нетрудно. Действительная же трудность в том, чтобы разграничить мир коллективно исповедуемых предста влений (которые тоже ведь находятся вне головы отдельного человека), и реальный, материальный мир. Вот здесь-то и только здесь, - пишет Ильенков, - различение идеального и реального и приобретает серьёзный научный смысл, и именно потому, что на практике массы людей то и дело путают одно с другим, принимают одно за другое с такой же лёгкостью, с какой они принимают желаемое за действительное, а то, что с вещами сделали и делают они сами, - за собственные формы вещей.

В этой связи на ум приходит такое соображение. Американский капитализм во времена своей исторической юности породил коллективную иллюзию об обществе равных возможностей, которая и получила наименование американской мечты. Суть её в том, что недюжинные способности, трудолюбие и личная инициатива гениев буржуазного предпринимательства даны им, что называется, от природы. Они простые труженики, как миллионы прочих американцев. А значит, заработанные ими миллионы естественный итог и награда. Потому-то покушен ие на эту систему противоестественно и несправедливо. А покушаются-де на плоды их труда либо лодыри и бездельники, либо красные И живет, несмотря на миллионы безработных и голодающих, старая святочная история о том, что любой чистильщик обуви может стать миллионером И находит эта легенда горячее сочувствие у тех же самых обездоленных американцев, считающих, будто не капитализм плох для них, а как раз наоборот: они неудачники сами по себе плохи для хорошего капитализма.

Смешать, спутать, выдать одно за другое коллективные формы жизни людей за их коллективные же представления и наоборот таков обычный фокус современных буржуазных пропагандистов в их идейных диверсиях против социализма и своих трудящихся.

Так холодна ли и философски ли бесстрастна эта старая, старая, старая проблема идеального? Не она ли надёжно вооружает нас в классовой борьбе идей, помогает нам сегодня и всегда поверять СЛОВО ДЕЛОМ. Разоблачая тех, кто предпочитает оценивать свою работу не по фактическому положению дел на подведомственном ему участке, а по количеству выпущенных резолюций, постановлений и всякого рода инструкций?

Как показал в своей книге автор, исключительно важный жизненный урок, преподанный нам классическими традициями философского материализма, состоит в следующем: за отношением идеального - к реальному, должного к сущему, идеала - к действительности мы всегда должны видеть отношения между людьми. А именно: отношение человека к другому человеку, к природе, наконец, его отношение - к самому себе.

Именно на этом жизненно-реалистическом, трезво материалистическом фундаменте блестяще и убедительно раскрыта в книге тема, которую можно было бы обозначить так: земные злоключения прекрасного идеала.

В чём истоки этих злоключений? В чём их смысл и не застрахованы ли мы, современники научно-технической революции, надёжно и навсегда от трагических ошибок прошлого?

Смотря по обстоятельствам! убеждает нас автор. Ведь есть идеалы и есть идолы Например, идеал доброго милосердного христианского бога ещё и сегодня для миллионов людей на планете не совсем потерявший своей привлекательности. Конечно, в век НТР верить в то, что бог сотворил человека по образу и подобию своему было бы весьма наивно и не- современно. Но вот то, что Человек создал бога точно так же, как создал он книги и статуи, хижины и храмы, хлеб и вино, науку и технику это уже не сказка, не миф, а серьёзная наука.

А раз так, раз Бог это только автопортрет Человека, то что же плохого в поклонении ему? Тем более, что человек на иконе изображен исключительно с лучшей его стороны. Бог лишь псевдоним Идеального Человека, идеально-поэтическая модель Совершенного Человека. Идеал, заданный человеком самому себе, Высшая Цель человеческого самоусовершенствования А все дурные, злые и подлежащие преодолению человеческие черты изображены на другом автопортрете в виде Дьявола

Всё это действительно так. Беда только в том, - поясняет Ильен ков, - что рефрактор религиозных небес отражает не реальное Добро и реальное Зло, а лишь собственные представления человека о том, что есть добро и что есть зло. А ведь это, увы!, далеко не одно и то же.

Ведь каков реальный Человек таков и его бог. А раз так, то небеса религии отражают Человеку вовсе не то, каким он должен быть, а то, каков он на самом деле есть. Со всеми его плюсами и минусами. Но минусы отражаются в таком зеркале не как минусы, а как плюсы. И наоборот.

В силу этого религия рисует человека именно таким, каким он должен оставаться. Она всегда выдавала наличное бытие Человека за Идеал, за верх всякого возможного совершенства, коего человек не может и не должен преступать. В форме религиозного идеала Человеку преподносится образ его собственного вчерашнего дня. Религия всегда относила золотой век к прошлому.

В этом оптически-идеологическом перевёртыше и состоит тайна превращения всякого Идеала в Идола, т.е. в своеобразные духовные цепи, кото рые под видом само-совершенствования и само-реализации в этом мире добровольно налагает на себя сам человек.

И наивно было бы думать, - убеждает нас автор, - что тайна этого перевёртыша есть достояние лишь религиозного сознания. Религиозность, идолопоклонство возможно не только в собственно религиозной, но и в светской, так сказать, даже атеистической и научно-технической сфере. Оно ведь существует не только в форме милосердного христианского бога, но и в форме поистине религиозной веры в магическую силу бумаг, в творческую мощь циркуляров, в непостижимую мудрость канцелярий и ещё много другое.

Религиозные идолы на почве атеизма и науки?! недоумённо воскликнет иной читатель. А как же коренная противоположность науки и религии? Нет ли тут, так сказать, круглого квадрата или деревянного железа. Говоря попросту, - нелепости?

Увы, нет! Поклонение идолам происходит не только на почве предрассудков. Случается оно и на почве профессионально развитого рассу дка. То есть науки. И не только науки, но и техники, если, конечно, забыть что всё это лишь помощники и слуги человека в его человеческой же жизни, а не наоборот.

Бывает, к сожалению, и наоборот! Этот новый абсолютный дух дух научности во что бы то ни стало давно имеет своих жрецов и попов. Один из служителей этого нового господа бога с удовлетворением констатировал, выслушав извещение об испепелении Хиросимы: Какой блистательный физический эксперимент!

А разве не горько и не смешно, - продолжает Ильенков, - когда мы видим, слышим или читаем, как некоторые высокоуважаемые деятели науки с комически серьёзным видом занимаются проблемой моделирования Сверхчеловека (ибо богоискательство по-модному называется теперь именно так) и рисуют икону, изображающую грядущего Спасителя в образе Машины Умнее Человека?

Конечно, наука и техника великое дело. Без них нет цивилизации это её костяк, её скелет. Техника (безразлично какая то ли техника зубоврачебного дела, т о ли техника управления или стихосложения) есть драгоценнейшее достояние человека, его богатство, которое надо беречь и умножать. Но обожествлённая техника, как и всё обожествлённое, - это уже нищета человека. Божества нет без убожества. Давно известно, что чем больше человек приписывает богу, тем меньше он оставляет себе.

Свобода человека вообще а свобода воображения как её особый случай есть не что иное, как действие сообразно необходимости. Вот почему, - читаем мы на страницах книги, - эстетическое воспитание человека способствует превращению индивидуума из пассивного объекта внешних воздействий в самодеятельного субъекта исторического действия, в творческую индивидуальность, созидающую коммунизм, чуждую всем и всяческим идолам.

Коммунизм же становится реальностью ровно в той степени, в какой каждый индивид превращается в тотально развитую личность, развившую своё воображение, мышление и волю, и работающую на переднем крае человеческой культуры. И реализаци ю коммунистического идеала ни в коем случае нельзя откладывать на завтра. Его нужно реализовывать сегодня, сейчас, - завершает автор свое совместное размышление с читателем.

В.МОЛЧАНОВ, кандидат философских наук, член совета городского семинара по русской, немецкой и греческой философии Русский Логос.

Наука Урала, 6 июня 1985 года, тираж 2000.




Исчо

Комментариев нет: